Техническое обслуживание мостовых кранов классифицируется в зависимости от сложности, объема работы и уровня затрачиваемого труда:
- Ежесменное техническое обслуживание грузоподъемных кранов ЕО;
- Техническое обслуживание Т01;
- Техническое обслуживание Т02;
- Сезонное техническое обслуживание и ремонт СО.
Перед началом работы с краном оператор должен провести стандартные процедуры ежесменного обслуживания, на которые уходит до 45 минут. После получения ключа-марки оператору необходимо выполнить следующие шаги:
- Проверка состояния концевых выключателей, крановых путей, тупиковых упоров, токоподвода, троллей и заземления.
- Проверка тормозов, приборов безопасности, каната и крюковой подвески
- Ознакомление с записями в вахтенном журнале и внесение записей о приеме крана.
- Проверка электротельфера и токоведущего кабеля на наличие повреждений.
- Проверка всех механизмов, включая тормоза в режиме холостого хода.
Регулярное обслуживание (Т01) мостового крана охватывает действия, не требующие демонтажа его элементов, включая узлы. Среди них:
- Работы, проводимые в ежедневной эксплуатации;
- Проверка блока тали, крепления конструкций крана;
- Оценка состояния упоров, противоударных устройств, концевых выключателей;
- Затяжка гаек и болтов, фиксирующих механизмы передвижения крана;
- Проверка тормозов на дефекты;
- Визуальный осмотр металлических конструкций;
- Анализ состояния сварных швов и износа полки пути;
- Проверка зубчатой пары приводных колес;
- Осмотр и проверка работы электрооборудования крана.
Техническое обслуживание мостовых кранов (Т02) включает в себя частичную разборку отдельных компонентов и замену изношенных элементов.
Работы в рамках Т02 включают в себя следующее:
- Выполнение всех процедур, предусмотренных регламентом Т01;
- Полный анализ состояния соединений крана, включая сварные и болтовые стыки, а также оценку металлических конструкций на наличие коррозии;
- Замена изношенных крепежных деталей, прокладок, электрических контактов и других компонентов;
- Проверка соосности приводных валов двигателя и редуктора на отсутствие возможных нарушений, при необходимости восстановление соосности;
- Осмотр шарнирных соединений тормозов и опор с использованием электротали;
- Проверка состояния ходовых колес на предмет износа по толщине реборды, поверхности катания, а также выявление вмятин и окрашиваний;
- Контроль состояния подшипников колес и двигателей,, а также пополнение смазки в соответствии с рекомендациями производителя;
- Проверка состояния грузового каната с учетом установленных норм износа, указанных в приложении 10 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. ПБ10−382−00»;
- Обслуживание всех компонентов электрооборудования крана.
Среди регулярных процедур для грузоподъемного оборудования также включены частичное техническое освидетельствование (ЧТО) и полное техническое освидетельствование (ПТО).
Полное техническое освидетельствование проводится один раз в три года, в то время как частичное техническое освидетельствование проводится ежегодно. Список работ при частичном техническом освидетельствовании аналогичен ПТО, за исключением статических и динамических испытаний, которые в данном случае не проводятся.